Интернет-провайдеры и поисковые системы: о противостоянии на рекламном рынке

Интернет-провайдеры и поисковые систем 4

В сфере интернет рекламы абсолютная монополия принадлежит кампаниям – владельцам поисковых сервисов. Наибольший вес имеют такие гиганты, как Гугл и Яндекс. Но ситуация может легко измениться в любой момент, когда на ведущие позицию придут интернет-провайдеры.

Преимущества интернет-провайдеров

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что интернет-провайдеры обладают преимуществами:

  •  Обладание информацией.
  •  Приоритет власти.

Поисковые системы, как и интернет-провайдеры, обладают информацией о пользователях сети. Но знают они не много, в то время как провайдеры имеют доступ к личным данным юзера за счет данных о трафике, его ip адресам, знают места, где он выходит в сеть, а значит – бывает и прочее.

Приоритет власти провайдеров очевиден, так как они могут отключить для пользователей всю рекламу или доступ к сайтам, а поисковые кампании – нет. Примером такого события стало противостояние Google и французского провайдера интернета Free. Провайдер отключил для всех своих пользователей рекламные баннеры и сообщения, установив специальную систему фильтров. Таким образом, более пяти миллионов французов не сталкивались с рекламой в сети на протяжении нескольких недель. После этого фильтры были сняты, так как Free решили прислушаться к просьбам Гугл. Этот пример отлично демонстрирует возможности провайдеров и то, что их действия поддержат как политики, так и пользователи. Отметим, что в вышеописанной ситуации, министр Франции по цифровой экономике поддерживал решение об установке фильтров.

Интернет-провайдеры и поисковые системы 1

Новый формат интернета

На способности отключить некоторые сайты и рекламу, возможности интернет-провайдеров не ограничиваются. Они также способны полностью игнорировать все сложившиеся в интернете условия и принципы работы. Это возможно, благодаря существованию принципиально нового формата интернета.

Его разработал провайдер из США Comcast. Суть идеи заключается в том, что домашние точки доступа раздают wi-fi на устройства, а они, в свою очередь, дают доступ другим пользователям к публичной сети. Так, все, кто оказывается в зоне доступа, могут подключаться к «новому интернету», который полностью контролируется провайдером. Сеть была протестирована и полученные результаты удивительны: вся сеть полностью покрыла Хьюстон всего за несколько минут. В Испании похожая разработка существует и применяется с 2005 года.

В таких сетях интернет реклама может стоить дороже, но она составит огромную конкуренцию рекламе в поисковых сетях, так как будет охватывать определенную аудиторию. К тому же реклама может быть обязательным элементом подключения, а это уже переводит нас к разговору о совсем других суммах.

Интернет-провайдеры и поисковые системы 2

Ответная реакция

Может сложиться впечатление, что скоро главенствующие роли в рекламном интернет бизнесе станут играть новые кампании, но все не так просто. Понимая угрозу, поисковые системы и социальные сети ищут варианты, как защититься и увеличить свою аудиторию.

Так, кампания Гугл работает сейчас над разработкой новых, подконтрольных ей сегментов сети двух направлениях;

  • Проект Loon — способ обеспечить подключением к сети людей, живущих в труднодоступной местности, с помощью воздушных шаров.
  • Он не только связан с благотворительностью, но и даст Google полную монополию на эту сеть, так как кампания сама будет являться провайдером.
  • Facebook работает в сходном ключе — интернет, по их задумке, будет раздаваться с дронов.

Интернет-провайдеры и поисковые систем

Нарастающая конкуренция

Данные о пользователях есть не только у поисковых систем – в небольшом объеме, и интернет провайдеров – в большом количестве. Также информацией о юзерах владеют сотовые операторы. При чем, их объем данных наибольший, так как они работают еще и с сотовой связью. А значит, в области рекламы, у Google и Яндекс появляется еще больше конкурентов. К тому же многие операторы сотовой связи являются еще и поставщиками интернета. Это особенно распространено на Западе и в США. В России к подобным кампаниям относятся только МТС, Билайн и Мегафон.

Если посмотреть на финансовую строну вопроса, то окажется, что сотовые операторы сегодня превосходят многие кампании. Так, по состоянию даже на 2012 год, капитализация МТС и Билайн составляла более 18 миллиардов долларов. В то же время у Яндекс этот показатель находился на отметке всего в 10 миллиардов. Если вспомнить провайдера Comcast из США, то их капитализация сейчас составляет почти полторы сотни миллиардов долларов. Таким образом, мы видим, что сегодняшние лидеры легко могут потерять свои позиции, но готовы приложить все усилия, чтобы не допустить этого. При этом конкуренция растет и будет продолжать расти, что в любом случае, выгодно потребителю.