КАК СОВЕТНИКИ ТРАМПА МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА СИТУАЦИЮ С КНДР

КАК СОВЕТНИКИ ТРАМПА МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА СИТУАЦИЮ С КНДР
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КАК СОВЕТНИКИ ТРАМПА МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА СИТУАЦИЮ С КНДР

Угрозы о возможном военном конфликте, сделанные президентом Трампом и северокорейскими военными, поставили под сомнения методы США, направленные на запуск упреждающего ядерного нападения. Вывод очевиден: если президент хочет нанести удар, у его старших военных советников практически нет вариантов для маневра, кроме как выполнить его или подать в отставку, пишет газета The Washington Post.

ЧТО СДЕЛАЛ ТРАМП ЗА ПОЛ ГОДА ПРЕЗИДЕНТСТВА
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЧТО СДЕЛАЛ ТРАМП ЗА ПОЛ ГОДА ПРЕЗИДЕНТСТВА

Эта договоренность существовала на протяжении десятилетий, но проявляется после того, как Трамп предупредил во вторник, что будущие угрозы со стороны Северной Кореи будут «встречены огнем и яростью и откровенной силой, подобными которой этот мир еще никогда не видел». Пхеньян ответил, что ответом на это может стать упреждающий ракетный удар по острову Гуама. В четверг Трамп изменил риторику, отказавшись от варианта нанесения упреждающего удара США, как от одного из основных, и предположив, что его комментарии, возможно, не были достаточно жесткими.

«Я об этом не говорю», — уточнил Трамп, комментируя возможность потенциального упреждающего удара. «Посмотрим, что произойдет».

Должностные лица администрации, в том числе министр обороны Джим Мэттис и государственный секретарь Рекс Тиллерсон, стремились облегчить напряженность, в то время как предупреждение Северной Корее о том, что она может совершить нападение, будет встречено сокрушительным ответом. Но они также подчеркнули, что прерогатива Трампа использовать любую риторику, которую он считает подходящей как главнокомандующий.

«Меня не избрали. Американский народ избрал президента», — сказал Маттис журналистам, сопровождающим его в среду на Западное побережье. «Риторика зависит от президента».

Споры об «огне и ярости» возобновили вопросы критиков о том, обладает ли Трамп характером, необходимым для контроля ядерного арсенала США. Подобные сомнения выражает Агентство разведки, впервые сообщившей во вторник, о том, что Северная Корея успешно изготовила миниатюрные ядерные боеголовки, которые могут быть установлены на ее ракеты.

Во время своей кампании Трамп пообещал, что «сделает все, что в моих силах, чтобы не допустить ситуацию, когда нам придется использовать ядерную энергию». Но он также неоднократно отказывался говорить, будет ли он использовать ядерное оружие в конфликте. В четверг он сказал, что пока другие страны не избавятся от своего ядерного оружия, «мы будем самой мощной ядерной державой в мире, безусловно».

ТРАМП-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И ТРАМП-ПРЕЗИДЕНТ. В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТРАМП-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И ТРАМП-ПРЕЗИДЕНТ. В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ?

В декабре 2016 года Исследовательская служба Конгресса заявила, что президент «не нуждается в согласии ни своих военных советников, ни Конгресса США, чтобы приказать запуск ядерного оружия». Кроме того, в отчете говорилось, что «ни военные, ни Конгресс не могут отменить этот приказ».

Причина проста: система создана для того, чтобы Соединенные Штаты начали атаку в течение нескольких минут, в ситуации, если Соединенные Штаты оказались под угрозой ядерного нападения. Это позволит им отреагировать практически мгновенно, сказал Брюс Блэр, бывший офицер. Трамп встретится с главой штаба Белого дома Джоном Келли, главой Генерального штаба Джозефом Данфордом-младшим и генерал-лейтенантом армии США Гербертом Макмастером, советником по национальной безопасности Белого дома, прежде чем нанести упреждающий удар.

Согласно действующему Закону о военных полномочиях от 1973 года, президенту также не требуется добиваться одобрения Конгресса на любые военные действия первые 60 дней после начала войны. Два законодателя, члена Палаты представителей Тед Лиу (D-Calif.) и сенатор Эдвард Дж. Марки (D-Mass.), призвали президента воздержаться от ядерного первого удара до тех пор, пока Конгресс не объявит войну.

Джеффри Льюис, эксперт по ядерным вопросам в Институте международных исследований Миддлбери, сказал, что у него смешанные чувства относительно предложенного законодательства, но «это было бы лучше, чем то, что у нас есть сейчас».

Но Льюис утверждал, что также было бы безответственно дать президенту контроль над ядерным оружием, но затем создать систему, в соответствии с которой она не может быть использована. Было бы лучше, сказал эксперт, если поддерживать небольшое количество ядерного оружия, которое будет использоваться только в случае нападения.

ПОСЛЕ ДОПРОСА КОМИ ТРАМП НАЧАЛ СЛУШАТЬ ЮРИСТОВВ свою очередь, Стивен Хейворд, консервативный ученый-политолог, сказал, что если бы старшие военные советники Трампа выступили против проведения упреждающего ядерного удара, «реальным средством стала бы отставка». Гипотетически это может вызвать процесс импичмента, сказал Хейворд, но неизвестно, будет ли это выполнено достаточно быстро, чтобы президент не начал атаку.

Брюс Акерман, профессор права и политологии Йельского университета, сказал, что принцип гражданского контроля над вооруженными силами также вырисовывается «даже когда гражданский человек, контролируемый, является непредсказуемым и воинственным, как президент Трамп». Латиноамериканские страны моделировали свои конституции по американскому типу и их опыт подсказывает, что страшные последствия следуют тогда, когда генералы бросают вызов своим президентам, даже при непреодолимых обстоятельствах.

«Хуже того, как только принцип нарушен, он становится прецедентом для будущих генералов, чтобы принять закон в свои руки», — сказал Акерман. «Мы не можем позволить этой динамике держаться здесь. Если команда Трампа не сможет убедить его, они должны подчиняться приказам своего главнокомандующего».