ТРАМП ПРОДЛИЛ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ

ТРАМП ПРОДЛИЛ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ

Президент Трамп стал третьим президентом, который продлил чрезвычайное положение после 9 сентября, растягивая то, что должно было стать временной ситуацией после террористических актов 2001 года.

Однако продолжающиеся последствия этой постоянной чрезвычайной ситуации не до конца понятны, потому что исполнительная власть проигнорировала закон, требующий от нее каждые шесть месяцев докладывать Конгрессу о том, сколько президент провел в рамках этих чрезвычайных полномочий, — пишет газета USA Today.

Ровно 16 лет назад, в четверг, президент Буш подписал Прокламацию 7463, предоставляя широкие полномочия для мобилизации вооруженных сил в дни после терактов, когда самолеты разрушили башни-близнецы в Нью-Йорке. Это позволило ему созвать Национальную гвардию и резервные войска, использовать военных офицеров и обойти ограничения на количество генералов, которые могут быть призваны на службу.

Президенты Буш и Обама каждый год продлевали эту чрезвычайную ситуацию. И в среду Трамп опубликовал уже стандартное уведомление, обновив ее в 16-й раз. Свое решение он объяснил тем, что «террористическая угроза сохраняется».

Но поскольку Трамп стал уже третьим президентом, который идет на этот шаг, эксперты по правовым вопросам говорят, что обзор этих полномочий давно назрел.

«Президент получает эти чрезвычайные полномочия как временную меру до тех пор, пока Конгресс не начнет действовать. Растут доводы, что Конгресс не начал действовать после событий 11 сентября», — сказала Элизабет Гойтейн, сопредседатель «Свободы» и член «Программы национальной безопасности» в Центре правосудия Бреннана. «Мы не должны рассматривать 9/11 как чрезвычайную ситуацию в 2017 году».

В соответствии с Законом о национальных чрезвычайных ситуациях — закон о пост-Уотергейте, принят для того, чтобы урегулировать президентские чрезвычайные полномочия — президенту необходимо ежегодно продлевать чрезвычайное положение или оно отменяется. Но Конгресс также должен рассматривать каждую чрезвычайную ситуацию каждые шесть месяцев. Этого никогда не происходило.

И это не только 9/11. За последние 40 лет президенты объявили множество чрезвычайных ситуаций, используя любую возможность, начиная от кризиса заложников в Иране и заканчивая свиным гриппом. Более 30 из этих национальных чрезвычайных ситуаций остаются в силе — и Конгресс никогда не рассматривал ни одного в истории Закона о национальных чрезвычайных ситуациях.

За первые восемь месяцев своего пребывания Трамп сохранил в силе чрезвычайные положения, которые были созданы его предшественниками. Но он также сигнализирует о том, что может вновь использовать чрезвычайные полномочия. В прошлом месяце глава Белого Дома заявил, что подготавливает документы, чтобы заявить о чрезвычайном положении в стране для борьбы с опиоидной зависимостью, уникальным кризисом общественного здравоохранения, в отличие от инфекционных заболеваний, которые становились причиной предыдущих чрезвычайных ситуаций.

Также в прошлом месяце Трамп отменил предусмотренное Конгрессом повышения заработной платы для военных и гражданских служащих, сократив их до 2,1% для унифицированных услуг и в среднем на 1,9% для гражданских лиц. Закон позволяет президенту сократить плановые выплаты в случаях «национальной чрезвычайной ситуации или серьезных экономических условий, влияющих на общее благосостояние».

Закон также требует, чтобы президент каждые шесть месяцев докладывал Конгрессу о стоимости каждой национальной чрезвычайной ситуации. И по провозглашению 9/11, кажется, что ни один президент — не Буш, ни Обама, ни Трамп — даже не сделали этого.

В приказе 2003 года президент Буш делегировал отчетную задачу министру обороны.

USA Today запросило копии этих докладов, относящихся к 2001 году в соответствии с Законом о свободе информации. После поиска своих записей за последние более чем два года, Министерство обороны ответило, что «никакие записи о том, что вы описали, не могут быть идентифицированы». И, согласно записи Конгресса, до сих пор никаких сообщений не поступало.

Представитель Пентагона не смог сразу объяснить, почему министр обороны никогда не представлял необходимые отчеты Конгрессу.

Продолжающееся пренебрежение Конгрессом к его надзору за национальными чрезвычайными ситуациями происходит в тот момент, когда он обсуждает связанный с этим вопрос о военных полномочиях, предоставленных президенту после террористических атак 2001 года. В среду Сенат отменил предложенную поправку сенатором Рэндом Полом, что отозвало бы открытые разрешения на использование военной силы, принятой Конгрессом в 2001 и 2002 годах, с надеждой на то, чтобы побудить к обсуждению более ограниченного разрешения.

В то же время Пентагон прекратил выпуск регулярных отчетов о количестве Национальной гвардии и резервов, призванных служить за рубежом в результате чрезвычайной ситуации 2001 года. Самые последние цифры от 2015 года показывают, что около 18 000 охранных и резервных войск оставались невольно активированными — в основном в соответствии с чрезвычайным положением 2001 года.

«Мы называли это «новой реальностью». Теперь это нормально, — сказал Джон Гоэн из Национальной гвардейской ассоциации Соединенных Штатов. «Руководители гвардии, о чем они больше всего беспокоятся, это то, что произойдет, если армия и ВВС перестанут использовать нас. Они хотят служить».

Но он сказал, что важно постоянно пересматривать роль охранных и резервных войск в глобальной войне с террором. «Это интересная дискуссия, и она заслуживает большего внимания», — сказал Гоэн.