Современные исследования, будь то маркетинговые, социологические или научные, часто опираются на методы сбора данных от участников — анкетирование или опрос. И часто эти понятия путают. В статье разберем, чем они отличаются.
Что такое анкетирование
Анкетирование — это психологический вербально-коммуникативный метод, для сбора сведений от респондента используют оформленный список вопросов, так называемую анкету.
Такой способ сбора информации подходит для ситуации, когда необходимо получить стандартизированные ответы от большого количества людей. Таким образом, можно добыть сведения, которые будет легко проанализировать.
Существуют разные цели: от маркетинговых исследований до изучения клиентских предпочтений. Компании, к примеру, часто используют данный метод, чтобы получить отзывы о своей продукции или услугах.
Анкетирование имеет ограничения: респонденты могут не давать расширенных ответов из-за ограниченного формата.
Что такое социологический опрос
Опрос — это обширное понятие, включает в себя различные формы взаимодействия с респондентами: интервью, телефонные беседы, наблюдения. Одним из ключевых видов являются социологические опросы.
Социологический опрос — это метод, который используют для сбора данных о социальных процессах или мнениях людей. Может быть качественным, количественными, для исследования общественного мнения.
Например, компании могут проводить социологические опросы для анализа поведения потребителей или выявления социальных тенденций.
Отличия методов
Чем анкетирование отличается от опроса:
- Структура. Анкета — строго структурированный документ, содержит заранее подготовленные вопросы и варианты ответов. Опрос гибкий, не всегда строится по фиксированной структуре, что позволяет интервьюеру изменять ход беседы в зависимости от ситуации.
- Самостоятельность. В процессе анкетирования респонденты заполняют анкету сами, без участия исследователя. В ином случае участвует интервьюер, он задает вопросы, направляет беседу.
- Охват. Первый метод позволяет получить ответы большого количества респондентов, так как его можно проходить в любое удобное время. Второй имеет временные и организационные ограничения, так как его проведение требует синхронизации времени с интервьюером.
- Тип данных. Анкеты дают результаты по стандартизированным ответам, так как все участники отвечают на одинаковые вопросы, это упрощает анализ. Опрос предоставляет более разносторонние, подробные данные, так как позволяет респондентам раскрывать свои мысли, эмоции. Однако такая информация труднее поддается систематизации.
- Стоимость. Сэкономить можно с анкетированием, так как оно не требует участия человека в сборе данных. Во втором случае участвует интервьюер, его найм выйдет дороже.
Как правильно применять
Для достижения максимальной эффективности важно использовать эти методы для сбора сведений в соответствии с их особенностями и назначением.
- Определите цель. Если необходимо собрать стандартизированные данные, которые легко анализировать, анкета будет лучшим выбором.
- Гибкость в вопросах. Для более глубокого анализа общественного мнения или сложных социальных вопросов используют социологический опрос.
- Используйте технологии. Современные онлайн-платформы позволяют автоматизировать оба метода. Проводить их в цифровом формате — это быстро, удобно, а результаты сразу готовы для аналитики.
- Учитывайте аудиторию. Например, большинство молодежи потребляют информацию из онлайн-пространства, значит можно использовать сервисы, соцсети или другие варианты в Сети.
Анкетирование и опрос — это два разных способа сбора данных о мнении ЦА. Их правильное использование позволяет получить более точную информацию, которая поможет вам принять важные решения.
Источник: nextcontact.ru