В современных рыночных условиях практически во всех сферах бизнеса сильно развито такое явление, как конкуренция. Многочисленные компании предлагают широкому кругу потребителей богатый ассортимент своих товаров и услуг. Поэтому для увеличения конкурентоспособности, фирмы и частные предприниматели должны хорошо изучать слабые места своих конкурентов и использовать данную информацию для создания собственных преимуществ.
Основными способами повышения конкурентоспособности являются действия по снижению издержек и дифференциации продукции. Однако они действуют до тех пор, пока конкурент не вытеснен с рынка. После вытеснения конкурента фирма сталкивается с другими проблемами. Пытаясь занять более выгодное место на рынке, фирме приходится совершенствовать свои товары или услуги. В этом случае у нее появляются все более серьезные «соперники», что заставляет ее снова повышать свой уровень конкурентоспособности. Такой процесс идет постоянно. Для процветания любой деятельности, компании необходимо постоянно совершенствоваться и изучать деятельность своих конкурентов, выявляя их слабые места. Что для этого нужно делать?
Минусы конкурента переводим в собственные плюсы
Прежде всего, нужно взглянуть на фирму глазами потребителей. Ведь именно потребитель оценивает деятельность вашей компании, выпускаемую продукцию или предлагаемые услуги, создает представление о вашей конкурентоспособности. Привлечь его среди многообразия ваших конкурентов одним только качеством обслуживания невозможно. Клиент обращается к той фирме, которая способна прислушаться к его мнению и грамотно удовлетворить спрос на продукцию.
Потребительский спрос формируется с учетом следующих требований:
- спрос выше, когда цена ниже;
- спрос возрастает вместе с увеличением доходов потребителя;
- спрос колеблется в зависимости от вкуса потребителя;
- спрос на продукцию уменьшается в связи с появлением на рынке аналогичных товаров;
- при ожидании увеличения или уменьшения цены на товар, спрос на него соответственно будет увеличиваться или уменьшаться;
- спрос возрастает, если повышается качество сервиса фирмы.
Успех любой фирмы зависит в основном от мощности ее ресурсов, которые получают оценку по различным критериям – ассортимент продукции, состав основных фондов и их размер, применяемые технологии, уровень управления фирмой, состав профессиональных сотрудников и т.п.
Оценивать сильные и слабые стороны конкурентов можно, изучая цели и основные проблемы их деятельности. Можно получить необходимую информацию из публичных источников (рекламные буклеты, различные конференции, выставки и ярмарки, статьи в коммерческих изданиях и т.д.), чтобы проанализировать ресурсы своих «оппонентов».
Этапы выявления сильных и слабых сторон конкурентов
Выявлять сильные и слабые стороны других компаний и предпринимателей необходимо в несколько этапов:
- Первым из них будет оценка вида конкуренции на выбранном рынке. Также выявляются уже действующие и потенциальные соперники.
- Далее проводится анализ показателей деятельности и целей конкурентов. Определяется доля рынка, которую они занимают, насколько быстро развиваются, качество их товаров или услуг, их цены, виды применяемой рекламы для сбыта продукции и т.д.
- На следующем этапе выявляются слабые и сильные стороны конкурирующей организации.
- При правильно проведенном анализе, можно провести все необходимые мероприятия, чтобы повысить свои конкурентные преимущества и, соответственно, прибыль компании.
- Чтобы не только оценить слабые стороны других компаний, но и превратить их в свои преимущества, можно использовать SWOT-анализ, в котором собирается вся нужная информация для оценки собственной конкурентоспособности и выявления слабых сторон конкурента.
- Для этого составляется таблица, в которой указываются слабые и сильные стороны вашей фирмы и фирмы-конкурента. Затем определяются возможности дальнейшего развития вашей фирмы и выявляются различные угрозы для развития вашего бизнеса в целом.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, на которые нужно обращать особое внимание, можно предотвратить негативные события, которые будут мешать процветанию бизнеса или угрожать его сохранению и развитию длительное время. Полученной для такого анализа информации может оказаться недостаточно для повышения преимуществ фирмы. Обязательно нужно учитывать различные изменения на рынке, проводить сравнительный анализ с определенной частотой в течение небольшого интервала времени, быстро выявлять новых конкурентов и оценивать уровень угрозы для деятельности вашей компании. Также нужно стремиться повышать уровень технологии производства продукции, использовать новейшие разработки и модели в продвижении новых товаров или услуг, повышать уровень квалификации собственных сотрудников, изучать опыт других фирм.
Таким образом, анализируя деятельность конкурентов и выявляя их слабые стороны, можно превратить все их недостатки в собственные преимущества. Желаем вам успешного бизнеса!