Классификация и виды инноваций

Классификация и виды инноваций

Наиболее полная классификация инноваций была разработана известным российским ученым А.И. Пригожиным на основе следующих характеристик

  • преобладание;
  • место в производственном процессе;
  • непрерывность;
  • предполагаемый охват доли рынка;
  • степень новизны и инновационный потенциал.

В рамках каждой из пяти групп он предложил следующую разбивку:

Виды инноваций путем диффузии:

  • своеобразный;
  • рассеянный;

Типы инноваций по месту в производственном цикле:

  • сырой;;
  • поддерживающий (объединяющий);
  • инновация продукта;

Виды инноваций по непрерывности:

  • замена;
  • отмена;;
  • возмещается;
  • открытие;
  • изобретательство;

Типы инноваций и их классификация в менеджменте» Часть 1 Докладчик: Исамухамедова Г.С.

Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:

  • местный;
  • системный;
  • стратегический;

В зависимости от степени новизны и инновационного потенциала различают инновации:

  • радикальный;
  • комбинаторика;
  • улучшение.

По степени новизны для рынка инновации также делятся на:

  • новинка в отрасли во всем мире;
  • новых для отрасли в стране;
  • новые для конкретной компании (группы компаний).

Кроме того, инновации можно классифицировать по следующим признакам:

  • по уровню воздействия на экономику;
  • по уровню воздействия на производственный процесс;
  • по уровню воздействия на факторы производства;
  • по области применения;
  • причинами творения;
  • характер потребностей, которые необходимо удовлетворить.

Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:

  • основной;
  • улучшение;
  • псевдоинновации.

Фундаментальные инновации основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологий; их накопление приводит к новому технологическому уровню;

Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базисных инноваций;

Псевдоинновации — к сожалению, самые распространенные — позволяют, слегка улучшив базисные и перфектные инновации, достичь их максимальной эффективности. В то же время расширяется рынок и сфера применения инноваций.

Виды инноваций в зависимости от их влияния на производственный процесс:

  • расширяется;
  • заменяя;
  • улучшение.

Расширительные инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других областях экономики;

Замещающие инновации направлены на производство операций другим, более эффективным способом;

Инновации по улучшению направлены на повышение качества выполняемой работы.

По степени воздействия на факторы производства инновации можно разделить на комплексные и локальные. Сложные инновации обычно требуют значительных изменений в оборудовании, технологии, уровне квалификации сотрудников и т.д.

Создание инноваций – Александр Чулок / ПостНаука

Виды инноваций по областям применения:

  • технологический;
  • организационные и управленческие;
  • экономический;
  • маркетинг;
  • социальный;
  • экологический;
  • информация.

Технологические инновации — продуктовые инновации в виде новых продуктов и процесс внедрения новых технологий, оборудования и материалов — наиболее применимы на практике. Организационные инновации включают разработку и внедрение новой организационной структуры управления предприятием; экономические инновации — применение до сих пор не использовавшихся систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства; маркетинговые инновации — освоение новых рынков и методов продвижения; социальные инновации — применение до сих пор не использовавшихся методов мотивации труда; экологические инновации — применение новых технологий, внедрение новых технологий в области охраны окружающей среды; информационные инновации — применение новых информационных технологий в области охраны окружающей среды.

виды инноваций по причинам:

  • стратегический;
  • реактивный.

Стратегические инновации, как правило, ориентированы на перспективу и направлены на обеспечение конкурентоспособности продукта или услуги предприятия, организации; реактивные инновации возникают в ответ на действия конкурентов и, как и стратегические инновации, направлены на повышение конкурентоспособности товаров или услуг.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации делятся на:

  • создание новых потребностей;
  • удовлетворение существующих потребностей другим способом;
  • более эффективное удовлетворение существующих потребностей.

Приведенная классификация инноваций служит не только для статистических целей, но и позволяет позиционировать продукцию на конкурентном рынке, оценивать уровень своей конкурентоспособности, разрабатывать стратегии развития и обосновывать меры по совершенствованию управления.

Продуктовые и процессные

В промышленности принято выделять два типа технологических инноваций — инновации продукта и инновации процесса.

Инновация продукта подразумевает внедрение технологически нового или усовершенствованного продукта.

  • Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, технологические особенности которого (функциональные характеристики, реализация конструкции, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или назначение являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичных особенностей и назначения ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или сочетании существующих технологий в новом применении (включая использование результатов НИОКР). Микропроцессоры и кассетные магнитофоны являются примерами радикальных (совершенно новых) инноваций. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе основные принципы магнитофонов и миниатюрные динамики на уровне ушей, был инновацией второго типа. В обоих случаях конечный продукт не был произведен заранее.
  • Технологически усовершенствованный продукт — это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичной модификации одной или нескольких технических подсистем (в случае сложных продуктов).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно улучшенных методов производства, включая методы передачи продукции. Инновации данного типа предполагают использование нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их комбинации, а также использование результатов исследований и разработок. Такие инновации обычно направлены на повышение эффективности производства или передачи существующих продуктов внутри компании, но иногда также направлены на производство и доставку технологически новых или улучшенных продуктов, которые не могут быть произведены или доставлены обычными методами производства.

В сфере услуг услуга считается технологической инновацией, если ее характеристики или применение являются принципиально новыми или технологически значительно (качественно) улучшенными. Использование значительно усовершенствованных методов производства или оказания услуг также представляет собой технологическую инновацию. Последние включают изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или радикально улучшенных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих методов производства или которые повышают эффективность производства или передачи существующих услуг. Следующие изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся непосредственно к внедрению новых или значительно улучшенных услуг или способов их производства (передачи)

  • организационные и управленческие изменения, включая внедрение передовых методов управления, внедрение существенно измененных организационных структур, внедрение новых или существенно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;
  • внедрение стандартов качества, таких как ISO 9000.

Кроме того, в зависимости от места в системе (на предприятии, в компании) можно провести различие:

  • Инновация входов предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и т.д.).
  • инновации в продукции предприятия (продукты, услуги, технологии, информация и т.д.)
  • инновации в системной структуре предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений, инновации различают как:

  • радикальный (основной);
  • улучшение;
  • модифицирующий (частный).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: