Кто такой инженер-механик. Современные инженеры-механики являются достойными подражателями знаменитого Архимеда, который доказал, что даже Землю можно сдвинуть с места с помощью твердой точки опоры. Вместо того чтобы решать такие амбициозные задачи, они ограничиваются изменением нашей жизни и обеспечением дальнейшего технического прогресса человечества.
История профессии
Профессия инженера-механика прошла долгий путь с самых ранних времен существования человека. Уже в древние времена люди изобрели простые механизмы, которые помогали им на охоте, в домашнем хозяйстве или на войне. Со временем эти устройства становились все более сложными и требовали регулярного обслуживания.
Инженерная механика как отдельная область человеческой деятельности начала формироваться в Древней Греции. Можно вспомнить знаменитого изобретателя Архимеда, который сделал множество открытий, например, изобрел винт (винт Архимеда) для поднятия тяжестей, блочные и рычажные механизмы для использования в гаванях и оборонительных устройствах. В Древнем Риме представители этой профессии организовывали вопросы, связанные с водоснабжением городов.
В России инженерное дело развивается с 1701 года, благодаря открытию Школы математических и навигационных наук; оно было особенно востребовано на флоте. Особенно бурное развитие механики произошло во время промышленной революции 19 века, когда постоянно создавалось новое или модернизировалось старое оборудование с учетом известных законов физики.
Описание профессии
Профессия инженера-механика является универсальной, она востребована в самых разных отраслях экономики, от производства детских игрушек и продуктов питания до изготовления уникальных ракетно-космических или радиоэлектронных устройств. Список отраслей, в которых работают такие специалисты, очень широк:
- производство транспорта (автомобили, самолеты, суда, тепловозы, электропоезда)
- машиностроительная промышленность
- строительство
- сельское хозяйство
- оборонная промышленность
- лёгкая промышленность
- производство продуктов питания и т.д.
В целом, инженеры-механики могут иметь три основные специализации:
- Конструктор — проектирует, разрабатывает и конструирует отдельные машины и механизмы, а также связанные с ними многокомпонентные системы для удовлетворения потребностей производства и потребителей.
- Инженер-испытатель — выполняет предпусковой контроль, анализ состояния, настройку оборудования, ввод в эксплуатацию и последующее техническое обслуживание.
- Инженер-технолог — отвечает за установку и настройку оборудования на рабочие условия, текущий эксплуатационный надзор и обеспечение ремонта неисправных узлов и машин. Кроме того, в его функции входит организация внедрения технологических процессов на производстве с помощью автоматизированных систем.
Таким образом, можно сделать вывод, что инженеры-конструкторы занимаются интеллектуальной работой в проектных институтах или конструкторских бюро, в то время как испытатели и технологи больше ориентированы на практическую работу непосредственно на предприятиях реального сектора экономики.
На каких специальностях лучше учиться
При выборе профессии важно выбрать правильный курс обучения. Машиностроение — подходящая специальность, но есть и другие технические специальности с более узкой направленностью. Например, вы можете выбрать один из следующих вариантов:
- сельское хозяйство;
- охлаждение;
- исследования;
- ракетостроение;
- подвижной состав.
ОДИН ДЕНЬ С ИНЖЕНЕРОМ — МЕХАНИКОМ
Перспективной отраслью сегодня является мехатроника, которая сочетает в себе особенности механики, микропроцессорной техники, компьютерных систем и электроники. Для поступления на эти специальности необходимо сдать единый государственный экзамен по математике, русскому языку и физике.
Лучшие вузы для обучения
Теперь давайте рассмотрим самые перспективные технические университеты, где можно получить качественное образование:
- Российский университет транспорта (МИИТ) — одно из ведущих учебных заведений Москвы. Институт транспортных технологий и систем управления готовит инженеров-механиков, которые впоследствии будут работать в железнодорожной отрасли. Студенты могут принять участие в инженерной работе ведущих специалистов кафедры, а наиболее перспективные имеют возможность пройти стажировку за рубежом (в США, Великобритании, Германии). Профессиональные, студенческие и преддипломные стажировки организуются в ведущих компаниях Москвы и Московской области.
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана предлагает программу стажировки для студентов и практикантов. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана предлагает самый широкий спектр направлений инженерной подготовки. Можно обратить внимание на факультет робототехники и комплексной автоматизации, где есть специализация "подъемно-транспортные системы". Выпускники смогут работать в области разработки, производства, диагностики и эксплуатации подъемных машин на складах, в портах и промышленности. Также можно учиться на факультете прикладной механики, который проводит исследования в сотрудничестве с французскими, испанскими и американскими партнерами.
- Воронежский государственный лесотехнический университет. G. Ф. Морозова Воронежского государственного лесотехнического университета преподает на машиностроительном факультете в области машин и технологического оборудования, ориентируясь на лесной комплекс. Обучение на дневном отделении бакалавриата длится 4 года, на заочном отделении — на 11 месяцев дольше. Партнерами университета являются компании "Ангстрем", Woodvil и другие.
- Московский авиационный институт (МАИ). Существует широкий спектр профилей инженерного образования, включая "Аэронавтическая инженерия", "Прикладная механика", "Аэрокосмические двигатели", "Ракетная и аэрокосмическая техника" и "Приборостроение". Помимо приобретения практических навыков для работы, есть прекрасные возможности для участия в академической деятельности. Университет имеет филиалы в Жуковском, Ахтубинске, Ступино и Байконуре (Казахстан).
- Волжский государственный университет водного транспорта (Нижний Новгород) — главный отраслевой университет Волго-Вятского региона, с филиалами в Казани, Перми и Астрахани. Электромеханический факультет предлагает обучение по таким специальностям, как "эксплуатация транспортных машин и технологических установок" и "судостроение и океанотехника". Среди партнеров университета — университеты Китая, Вьетнама, Венгрии, Германии и других стран.
Большинство университетов страны предлагают современные степени магистра после получения степени бакалавра.
Обязанности на работе
Конкретные обязанности инженера-механика зависят от места и направления работы и могут существенно различаться. Тем не менее, давайте попробуем описать общие аспекты ежедневной работы:
- составление и проверка технической документации;
- планирование размещения технологического оборудования, организация его монтажа и наладки
- надзор за деятельностью подчиненных сотрудников;
- контроль качества выполняемой работы или продукции, устранение дефектов;
- Организация правильной эксплуатации, диагностики и ремонта оборудования и механизмов;
- Предоставление необходимых принадлежностей, запасных частей и расходных материалов;
- Участвовать в разработке политики компании по технологическому переоснащению и тестировать новое оборудование;
- Обучить персонал правильной эксплуатации внедряемых устройств.
Кто такой инженер-механик? Стоит ли работать и учиться?
Если инженер занимает руководящую должность, он отвечает за работу всего своего подразделения. Если он фокусируется на конкретном участке работы, то его зона ответственности — это процессы, выполняемые машинами и системами, которые он обслуживает.
Кому подходит
Чтобы стать инженером-механиком, необходимо иметь глубокие технические знания, уметь выполнять математические расчеты и чертежи, разбираться в геометрии, материаловедении и экономике. Владение специализированными компьютерными программами (SolidWorks, КОМПАС-3D, AutoCAD) и знание английского языка будет преимуществом.
Личными качествами работника являются:
- ответственный и обладающий организаторскими способностями;
- выносливый и трудолюбивый;
- внимательный, целеустремленный и настойчивый;
- с логическим мышлением и любовью к науке;
- с хорошей памятью и быстрыми рефлексами;
- творческий подход и готовность постоянно учиться.
Преимущества профессии — востребованность в высокотехнологичных отраслях, самореализация, уважение в коллективе и хорошая зарплата. Минусы — условия труда (вибрация, шум) и возможность получения травмы в случае нарушения правил техники безопасности.
Сколько получают
Средняя зарплата инженера-механика в России составляет от 45 до 50 тысяч рублей. Но конкретные суммы зависят от сферы деятельности, квалификации, должности и уникальности продукта. Так, в транспортной отрасли платят 35-40 тысяч рублей, специалистам по промышленному оборудованию — 50-60 тысяч рублей, а в нефтегазовом секторе — еще больше. Главный инженер всегда получает более высокую зарплату за выполнение ответственной управленческой работы.
Как построить карьеру
Хорошее образование инженера делает его кандидатом на высокие должности. Если знания и практические навыки дополняются лидерскими качествами, такой сотрудник может подняться по карьерной лестнице до более высоких должностей в компании.
Перспективы профессии
Поскольку машины и оборудование, используемые в бизнесе и сфере услуг, становятся все более сложными, им постоянно требуются высококвалифицированные работники, способные правильно их эксплуатировать и обслуживать. Эта работа также дает возможность реализовать свой творческий потенциал и, при желании, продолжить академическую карьеру.
Автор: Алексей Кузнецов