Малый и средний бизнес составляют основу развитого современного государства. Предприниматели формируют значительную часть бюджетных поступлений в государственный фонд, они создают рабочие места и позитивно влияют на экономическую обстановку внутри страны. В Европе и Соединенных Штатах Америки они являются представителями того самого среднего класса – опоры демократии.
В России, к сожалению, ситуация кардинально иная. Так уж пошло, что народ недолюбливает предпринимателей и бизнесменов. Негативное отношение большинства народных масс к бизнесу препятствует и тормозит построению рыночной экономики в стране. И сегодня мы попробуем разобраться, в чём же реальная причина неприятия активных, предприимчивых людей, желающих собственными силами создавать себе и другим такие необходимые рабочие места.
Классовая ненависть
Вражда между предпринимателями и «трудовым народом» впервые в полной мере проявилась в 1917 году (во время революции). Массовые погромы торговых лавок и экспроприация (принудительное лишение собственников их имущества) заводов и фабрик оттолкнули предпринимателей от красных и сделали их злейшими врагами новой власти. В период НЭПа (новой экономической политики) предприниматели вновь появились как класс, но к 1937 году практически все были репрессированы. С тех пор и вплоть до 80-х годов 20 века людям вбивали в головы, что предприниматели – это обычные спекулянты и тунеядцы. Тогдашнее законодательство приравнивало бизнесменов к уголовникам.
Создание негативного образа бизнесмена было продолжено в 80-90 годы прошлого века. Быстрый рост первых капиталов успешных предпринимателей резко контрастировал с общей разрухой и безденежностью. Масла в огонь добавляло сотрудничество большинства предпринимателей начала 90-х с криминалом, нередки были разборки, и даже уничтожения конкурентов.
Непрозрачная приватизация государственной собственности убедила простого рабочего человека в том, что все бизнесмены – поголовно воры и эксплуататоры. Нужно сказать, что негативный имидж предпринимателей тех лет отчасти действительно заслужен. Успешными предпринимателями могли стать люди, идущие на компромисс с собственной совестью. Моральный облик таких бизнесменов практически не отличался от образа типичного бандита. К сожалению, в категорию «кровопийц» записали не только владельцев фирм и заводов, но и простого мелкого лавочника, вынужденного заниматься бизнесом и платить дань рэкетирам лишь для того, чтобы прокормить свою семью.
Стереотипы в современном мире
В наше, куда более спокойное, время стереотип изменился не сильно. Все предприниматели судятся только по самым богатым представителям большого бизнеса, происхождение первых миллионов которых остаётся тайной. Обычный среднестатистический предприниматель представляется простому человеку жадным торгашом, думающим только о собственной наживе.
Справедливости ради следует отметить, что во многом сами предприниматели способствуют такому представлению о себе:
- торговцы устанавливают чрезвычайно высокие надбавки на свои товары;
- производители изготавливают товары низкого качества по завышенной цене;
- требуя при этом введения протекционистских мер от государства для устранения конкуренции с импортными товарами.
Тем не менее, беспредел, хамство и наглость ушли в прошлое вместе с малиновыми пиджаками.
Современный молодой предприниматель – активный, творчески мыслящий, понимающий потребности рынка человек. Он готов пойти на риск, а прибыль является вознаграждением за его труды.
Интеллектуальный уровень среднего современного бизнесмена значительно выше, чем у среднестатистического представителя трудовых профессий. Это доказанный факт
Ненависть к предпринимателям базируется уже на низменных человеческих чувствах. Если неприятие старшего поколения можно объяснить советской закалкой, то негативное отношение молодёжи можно объяснить только завистью к чужому успеху. Многие, не видя титанического труда бизнесменов, обращают внимание только на дорогие автомобили, дома и одежду. Для самоуспокоения у них вырабатывается стереотип, что всё это не может быть заработано честным трудом, что предприниматель наживается на других. Вместо желания проявить инициативу, рискнуть деньгами и временем и добиться самому этих благ, возникает чувство зависти и ненависти.
Улучшение отношения к предпринимательству и предпринимателям на государственном уровне практически бесполезно. Проблема в головах людей. Пока массы не осознают, что предпринимательство – это сложнейший интеллектуальный и физический труд, что у предпринимателя ненормированный рабочий день, постоянное нервное напряжение, личная ответственность за результат, что высокая прибыль служит наградой за круглосуточные усилия, риски и гибкий ум, ситуация не измениться – люди по-прежнему будут видеть лишь одну сторону медали.