Зачем ученым необходимы публикации

Процесс исследования — это сложная, длительная научная работа, включающая в себя путь автора от генерации идеи до представления выводов и результатов мировому научному сообществу. Важной единицей научного процесса является научная публикация, которая по определению является результатом исследовательской деятельности ученого, сжато и логично изложенным, т.е. легко воспринимаемым и анализируемым другими членами научного сообщества.

Однако если функция статьи ограничивается изложением результатов исследования, почему авторы стремятся опубликовать как можно больше своих работ, охватить как можно больше изданий, посвящая этому время и значительные финансовые ресурсы? Возникает вполне закономерный вопрос: зачем нам это нужно? Ведь публикация сама по себе не является немедленной инвестицией, и только в отдаленном будущем она может принести автору прибыль. Давайте попробуем разобраться в этом.

Причины, побуждающие авторов публиковаться, разнообразны: подтверждение ученой степени, получение диплома и т.д. Однако они лишь производны от основной цели любой научной публикации — продвижения автора в научном пространстве, популяризации его изобретения или деятельности, т.е. научная статья на этом этапе выступает в качестве своеобразной рекламы. Разумеется, авторы крайне озабочены тем, чтобы она была высокого качества, обладала всеми необходимыми качествами для создания благоприятного научного имиджа ученого и была своевременно опубликована в авторитетном издательстве.

179. Зачем нужны научные публикации и статьи? Oxford University Inside

Современный автор не может позволить себе писать статьи "с полки". Для того чтобы его достижения стали известны, он должен как можно скорее задокументировать их в виде научной статьи. Пока этого не произойдет, можно считать, что результатов просто нет и что все вложения были напрасны. Это означает, что, публикуя научный материал, автор автоматически становится частью научного дискурса. Достижения оцениваются экспертами, критика — оппонентами, а ученый, соответственно, получает поощрение для дальнейших научных изысканий. Другими словами, научная статья — это инструмент для представления автора научному сообществу, и попасть в него по-другому практически невозможно.

Научные публикации — зачем они нужны?

Каждая новая публикация — это возможность донести свои идеи до максимального количества заинтересованных коллег. Часто именно по этой причине ученые стремятся разместить статьи в наиболее авторитетном журнале или издании с высоким импакт-фактором в своей области знаний. Чем выше рейтинг журнала, тем больше специалистов будут читать размещенную в нем статью. Конечно, автору приходится тратить много денег и усилий, чтобы его статья была опубликована в таких журналах, но это надежная инвестиция в научное будущее, которая позволяет автору выйти на более высокий уровень профессиональной деятельности.

Создание высокого академического профиля для ученого — это, конечно, долгосрочная перспектива. Чаще всего авторы, особенно молодые ученые, ставят перед собой краткосрочные цели. Согласно статистике, наиболее распространенной причиной публикации научных статей является подготовка к защите диссертации. Допуск к представлению диссертации в Ученый совет предполагает наличие у кандидата определенного количества опубликованных статей, в которых представлены основные результаты диссертационного исследования. В частности, в Российской Федерации предусмотрены следующие стандарты:
— для докторанта в области гуманитарных и социальных наук минимальное количество опубликованных статей — три;
— для докторантов в области технических и естественных наук требуется минимум две публикации;
— докторанты в области гуманитарных и социальных наук — минимум 15 статей;
— для докторантов технических и естественных наук, 10 публикаций.

Однако указанное количество публикаций является лишь минимальным стандартом для допуска к защите, и на практике почти никогда не бывает так, что кандидаты ограничиваются этим количеством статей. Для успешной защиты количество указанных статей должно быть увеличено почти вдвое, а для докторантов — втрое. Это связано с тем, что некоторые статьи, представленные молодыми учеными, могут быть отклонены диссертационным советом по различным причинам. Причины этого могут быть самыми разными: от размещения статьи в журналах, которые, по мнению членов комиссии, недостаточно авторитетны, до недостаточного освещения заявленной темы в статье.

Диссертационные советы также настоятельно рекомендуют кандидатам включать в портфолио статьи, опубликованные в журналах с ненулевым импакт-фактором по данным международных реферативных баз данных. Конечно, этот стандарт не закреплен законодательно, но сегодня наличие таких статей является положительным фактором, способствующим успешной защите работы.

Отдельно стоит упомянуть о мотивах публикации статей докторантами. Помимо вышеупомянутой подготовки к защите диссертации, магистранты часто вынуждены публиковать научные статьи в рамках исследовательской работы, проводимой факультетом, с которым они связаны. И, конечно, их поощряют упоминать своего научного руководителя в рекомендательных письмах, тем самым подтверждая проводимую ими образовательную работу, а также повышая цитируемость их работ. Конечно, это выглядит несколько цинично, но вполне ожидаемо, ведь звание профессора, хотя и называется наукой, на самом деле больше относится к педагогической сфере. Ученый не может получить такое звание, если у него нет учеников, которые успешно распространяют его идеи (не менее пяти кандидатов под его руководством должны получить докторскую степень).

Профессор, представляющий высшую ступень университетской иерархии, также не освобожден от необходимости регулярно публиковать научные материалы. Скорее, наоборот, в связи с изменением научно-образовательной политики, направленной на повышение качества публикуемых научных статей и образования в целом, которая систематически реализуется в России с 2012 года, преподаватели обязаны публиковать свои научные статьи в изданиях, индексируемых международными базами данных. Министерство образования постановлением от 13 июля 2012 года юридически связало международную научную деятельность исследователей с эффективностью работы университета. Прежде всего, эта норма затронула профессоров и доцентов, то есть категории работников университета, которые должны подтверждать свои должности (ведь должность профессора, в отличие от звания, присваивается работнику университета временно, на время работы путем голосования на Ученом совете). Другими словами, исследователь-преподаватель, чтобы работать профессором, теперь обязан регулярно публиковать свои научные материалы в журналах, включенных в реестры международных баз данных Web of Science, Scopus, Thomson Reuters.

В связи с изменением критериев оценки университетов, в 2013 году была изменена процедура присвоения званий доцента и полного профессора. Постановление "О порядке присвоения ученых званий" от 10 декабря 2013 года значительно увеличило количество публикаций, необходимых для получения званий. Так, для получения звания доцента кандидат должен иметь не менее 20 научных работ (предыдущий стандарт — 3! работы), причем пять из них должны быть опубликованы в течение последних трех лет. Для получения звания профессора требуется минимум 50 опубликованных научных и академических работ (предыдущее требование было 20), причем восемь из них должны быть опубликованы за последние пять лет до подачи заявления на получение звания.

Рассматривая текущую ситуацию в области публикации научных статей и анализируя статистические данные, можно сделать вывод, что сегодня научная статья во многом перестала быть ценной сущностью, служащей главной цели — развитию науки. На этом этапе он является лишь инструментом для достижения краткосрочной цели автора: получение ученой степени, сохранение должности, подчинение начальнику и т.д. Чрезмерное количество публикаций, требуемое руководством, многочисленные трудности, с которыми сталкивается автор в процессе размещения материала, особенно в зарубежных журналах, к сожалению, не лучшим образом сказываются на качестве публикации. Научная статья — это продукт творчества, размышлений, наблюдений и анализа, что требует, помимо научного таланта, значительного времени и усилий. И об этом не стоит забывать ни авторам, которые быстро встают на ноги, ни тем более тем, кто занимается регулированием научной сферы на самом высоком уровне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: