Защита на высоте: как Россия совершенствует костюмы для военных лётчиков

Защита на высоте: как Россия совершенствует костюмы для военных лётчиков
Защита на высоте: как Россия совершенствует костюмы для военных летчиков

  • Катапультное кресло и костюм пилота истребителя Су-57
  • © Евгений Одиноков/РИА Новости

Российские специалисты работают над созданием новых средств защиты для пилотов военно-воздушных сил (ВВС). Полковник Игорь Жданко, начальник Научно-исследовательского центра авиакосмической медицины и военной эргономики Министерства обороны РФ, сказал в интервью «Красной звезде».

«Сегодня в стенах нашего центра ведутся работы по разработке новых средств защиты для пилотов с использованием современных материалов и технологий, вентилируемого оборудования нового поколения». — Жданко сказал.

По его словам, усилия центра направлены на решение ключевых вопросов защиты и обеспечения боевой эффективности человека на модернизированных и перспективных самолетах, включая разработку требований по защите летчика от воздействия динамических перегрузок при многонаправленных боевых маневрах.

Защитный костюм — это костюм, который необходим для жизнеобеспечения пилота. Костюм уменьшает последствия перегрузок, обеспечивает пилота кислородом и комфортной температурой тела.

Как объясняют эксперты, основная функция защитного костюма — позволить пилоту сохранить контроль над самолетом в случае декомпрессии кабины, отказа кондиционера, кислородного голодания, перепадов давления и температуры и других нештатных ситуаций. Оборудование также позволяет пилоту оставаться на земле в ожидании эвакуации после катапультирования.

По мнению экспертов, в целом современные костюмы отвечают потребностям пилотов. Однако они не лишены недостатков. К ним относятся громоздкость снаряжения и отсутствие легкого, но прочного бронежилета.

Российские военные создали особый защитный костюм для медиков

«Иногда пилотам приходится носить несколько костюмов одновременно. Например, костюм для работы под давлением и костюм для вентиляции. Они помогают лучше регулировать давление, которое должно поддерживаться на уровне, благоприятном для пилотирования. Однако простых, компактных и удобных устройств для этих целей пока не разработано», — сказал RT генерал-майор Владимир Попов, почетный летчик Российской Федерации.

Как предполагает эксперт, новый защитный костюм будет изготовлен из легких и прочных материалов и будет более компактным по сравнению с современными аналогами. А новая система вентиляции, по словам Жданко, должна быть «более чувствительной» к теплообмену и условиям работы пилота.

«Здесь нужно учитывать очень много факторов. Например, на больших высотах (более 4-6 км) пилот не может катапультироваться без скафандра. Это влияет на безопасность. Но наши специалисты знают все проблемы и, я думаю, имеют накопленный опыт, чтобы решать их шаг за шагом», — сказал Попов.

В воздухе и на плаву

В настоящее время российские военные летчики используют различные типы оборудования в зависимости от поставленной задачи. Например, если нужно подняться в стратосферу, пилот должен надеть высотный компенсационный костюм ВКК-6М. Он поддерживает жизнеобеспечение пилота на высоте до 40 км и при перегрузках до 10g (во время запуска космических кораблей человеческое тело подвергается перегрузкам до 7g).

Костюм можно использовать в диапазоне температур от +50 до -50 °C. Вес VPC не превышает 3,6 кг. Он содержит устройство перегрузки, абдоминальный компенсатор и натяжное устройство (обеспечивает кислород для механического сжатия тела в случае декомпрессии на высоте более 12 км). Таким образом, в случае декомпрессии кабины ВКК-6М в сочетании с герметичным костюмом позволяет пилоту принять необходимые меры безопасности.

  • Инфографика защитных костюмов пилотов Су-34
  • © Министерство обороны Российской Федерации

Более тяжелая версия высотно-компенсированного костюма ВКС представлена моделью ВКК-15К, вес которой достигает 4,65 кг. По словам производителя ЗАО НПО «Динафорс», он оптимально подходит для пилотов истребителей, летающих над сушей.

ВКК-15К состоит из костюма и куртки, изготовленных из высокопрочной негорючей ткани. Костюм оснащен системой вентиляции с подкладкой и разъемом для подключения к бортовой системе кондиционирования.

В случае потенциальной опасности на воде пилоты используют комплект VMSK-4 High Altitude Marine Rescue Kit, который позволяет пилоту оставаться на плаву в течение 12 часов при температуре воды 0°C и выше и температуре воздуха до -15°C.

Однако ЗМСК-4 довольно громоздкий и тяжелый. Вес костюма с чехлом ВКК-6МП-1 может достигать 13,8 кг. Если пилоту нужен более легкий вариант морского спасательного костюма, то можно использовать MSC-5, который имеет схожие характеристики с VMSK-4 при весе около 10,5 кг.

В качестве облегченного варианта защитного снаряжения пилоты используют вентиляционный костюм ВК-3М весом всего 1,85 кг. Особенностью этого костюма является способ вентиляции, который защищает пилота от перегрева и переохлаждения в кондиционированной кабине. Вентиляционные отверстия идут от спины пилота через внутреннюю часть костюма к рукавам и штанинам.

Какой костюм химзащиты лучше? Сравнение ОЗК, Л-1 и ОЗК-Ф

По словам конструктора, система вентиляции обеспечивает необходимое и равномерное распределение воздуха по поверхности тела пилота и минимальное сопротивление воздушному потоку. Кроме того, она не снижает общую подвижность пилота и не вызывает боли.

Пилоты ВВС могут использовать различные типы униформы для полетов и выживания в холодных зимних условиях. В частности, российская военная авиация оснащена зимним костюмом КП-З, который защищает пилотов от неблагоприятных факторов окружающей среды. Костюм весит не более 4,8 кг.

«Костюмы действительно очень разные, но самая большая потребность для пилотов — это оборудование, которое позволяет им справляться с перепадами давления в судах. Перегрузочные костюмы сжимают мышцы рук, ног и живота. В результате мозг пилота получает приток крови, необходимый для поддержания ясного сознания». — Владимир Попов пояснил.

«Специфика в постоянном риске»

Дмитрий Дьяконов, главный конструктор КБ-602 в Московском аэрокосмическом институте (МАИ), связывает дальнейший прогресс в совершенствовании защитных костюмов с появлением удобной брони. По его словам, наличие этого продукта у пилотов жизненно необходимо в боевых условиях.

«В настоящее время невозможно обеспечить пилотов ВВС легкой и компактной броней, способной выдержать попадания из стрелкового оружия. Эта проблема не решена и в других войсках. В идеале это должен быть тонкий лист брони, вшитый в костюм. Сейчас ничего подобного нет, но развитие технологий в этом направлении продолжается», — сказал Дьяконов.

Владимир Попов разделяет ту же точку зрения. Эксперт уверен, что в будущем военно-воздушным силам понадобится надежная и легкая броня, которая не будет сковывать пилотов.

  • Пилоты бомбардировщика Су-24М перед полетом
  • © Виталий Тимкив/РИА Новости

«Сейчас у пилотов нет бронежилета в традиционном смысле, но его функцию по сути выполняет одежда из кевларовой ткани. Именно их носят наши пилоты, когда отправляются на боевые задания. Кевларовая ткань дает некоторую защиту от пуль и осколков, но ее эффективность не сравнима с хорошей броней, сказал Попов.

Эксперт также указал на необходимость создания нового, более легкого шлема для военнослужащих ВВС. В настоящее время это оборудование является достаточно тяжелым и в случае значительной перегрузки вызывает дополнительное давление на шейный отдел позвоночника.

«Проблема в том, что на шлеме часто размещается радио, приборы ночного видения и целеуказания. Это облегчает работу пилота, но увеличивает вес шлема, что отрицательно сказывается при больших перегрузках. По этой причине пилоты стараются регулировать весовые характеристики шлема в зависимости от режима полета, говорит Попов.

По словам Дьяконова, обеспечение безопасности пилотов является абсолютным приоритетом для Министерства обороны и специализированных структур. Одну из главных ролей в этой области играет Научно-исследовательский центр аэрокосмической медицины и военной эргономики, который в настоящее время разрабатывает новый костюм.

Основываясь на результатах анализа психофизиологических возможностей пилотов, специалисты центра постоянно совершенствуют систему медицинского обеспечения летного состава, средства защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды и внедряют в практику новые стандарты авиационной безопасности.

«Специфика профессии пилота связана с постоянным риском для жизни и здоровья, даже в мирное время. Во время взлета, посадки и в полете нет гарантии, что машины не сломаются. Когда это происходит, средства безопасности позволяют пилоту принять правильное решение и выжить в случае катапультирования или любой опасности», — заключил Дьяконов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: